Политика

История с автокефалией. Масштаб проблемы

Руководство Священного Синода Константинопольского патриархата

pravmir.ru

Священный Синод Константинопольского патриархата создал основания для предоставления автокефалии единой украинской церкви, когда та будет сформирована. Это решение он принял 11 октября. РПЦ выступает против.

Во-первых, синод Вселенского патриархата решил прекратить действие указа 1686 года о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату. Во-вторых, он снял анафему с глав Украинской православной церкви Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви, говорится в коммюнике патриархата. 

Что касается позиции РПЦ, то она во многом настроена против создания единой православной церкви Украины потому, что сейчас большинство приходов на Украине принадлежат Украинской православной церкви Московского патриархата, которая подчиняется Москве.


 

Картина «Восстановление единства Русской Церкви в 1686 году»

Хотя автокефалия еще не предоставлена, президент Украины Петр Порошенко уже поздравил сограждан с событием, которое он назвал грандиозным, и поблагодарил население за массовую поддержку по вопросу о предоставлении независимости украинской церкви. По его мнению, получение автокефалии означает «падение Третьего Рима как древней концептуальной заявки Москвы на мировое господство», отмечает информационное агентство РИА Новости.

По мнению главы Украинской православной церкви Киевского патриархата митрополита Филарета, РПЦ пока не намерена признавать независимости украинской церкви и настроена к ней недоброжелательно.


 

Митрополит Филарет / kiev.ua

«Примириться, естественно, можно и надо, но это не от нас зависит. Это зависит от патриарха Кирилла, от епископата Русской церкви. Они будут принимать такие решения, которые отталкивают. Вот они приняли решение прекратить повиновение Вселенскому патриарху, дальше хотят принять прекращение молитвенного чтения. Если они уже официально заявляют такую свою позицию, как с ними найти примирение?», – приводит сайт газеты «Коммерсантъ» цитату из эксклюзивного интервью Филарета радиостанции «Коммерсантъ FM».

О том, возможно ли скорое восстановление отношений или разрыв сохранится надолго, с «Полит.ру» поговорил Алексей Муравьев, историк восточного христианства, доцент ВШЭ, зав. секции Ближнего Востока Школы востоковедения, специалист по восточному христианству.


 

Алексей Муравьев

«Это вопрос прогностического плана, на который сложно ответить. Все будет очень сильно зависеть от того, какую позицию займет руководство страны, как ни странно. Если руководство страны скажет «Разбирайтесь как хотите, вы нам неинтересны», тогда это, вероятно, может продолжаться достаточно долго. Не знаю, сколько именно, но годы – вполне возможно.

С другой стороны я как историк могу сказать, что были схизмы, которые продолжались веками. Например, с семнадцатого века в Русской православной церкви наблюдается раскол на две части: старообрядчество и новообрядчество. Схизма продолжается: обе стороны считают себя правыми, обе говорят, что вторая сторона не права. Евхаристического общения нет, претензии друг другу где были, там и есть. Поэтому я, честно говоря, не вижу больших оснований для того, чтобы думать, что разрывы, раздоры, расколы очень легко прекратить. Исторический опыт нам показывает, что такие раздоры могут продолжаться долго.

Если же говорить о последствиях, то надо отметить, что эта проблема вообще затрагивает очень небольшую группу населения. А именно – профессиональных церковных деятелей. Это доля процента от населения России, каким образом эта проблема может быть реально большой? Ну, а если брать другую сторону: как вы думаете, сколько народу ездит по всяким Грециям и Турциям с целью именно евхаристического общения? По-моему, очень немного. Большинство ездят в Турцию отдыхать, а в Грецию – наслаждаться сувлаки и вином. Ну, есть небольшое количество тех, кто едет на Афон и еще куда-то. Для них, видимо, возникнут некоторые проблемы. Но я думаю, что на уровне простых людей эти проблемы как-то решатся.


 

Греция. Афон  / flickr.com

Если всерьез воспринимать концепцию мирового православия и говорить, что да, действительно, эти церковные деятели, которые сейчас разошлись во мнениях, представляют собой некую очень важную церковную конструкцию, как некоторые церковные бюрократы привыкли рассуждать, то тогда, наверно, да, проблему тут можно усмотреть. Но мне как историку сложно мыслить в этих категориях, я не вижу для этого оснований. Я думаю, что так называемое мировое православие и какой-то канонический порядок – это искусственный конструкт, это все существует в головах у церковных деятелей. А реальность совсем другая. Так что я думаю, что спор еще будет продолжаться. Все решения практически уже вынесены; они будут озвучены. Ну, и то, что может на этом фоне произойти – это дальнейшее разочарование властей нашей страны в руководстве РПЦ.

Ну, допустим, оно произойдет. Ну, случатся там, возможно, какие-то перестановки. Но это тоже вопрос технический, который абсолютное большинство людей не очень заденет. Даже если будут какие-то новые люди в руководстве церкви, то что ж? Сегодня одни, завтра другие. Практические последствия не столь велики, сколь теоретические. Если, к примеру, касаться политики, то что тут могут сделать? Перекрыть каналы связи между Россией и Украиной, запретить поезда и самолеты? Все это практически уже сделано. Пострадали ли обычные люди? Пострадали, но в основном те, кто ездит в Украину. Их не очень много. Так и здесь: пострадают те, кто реально связан с какой-то церковной деятельностью, а большинство людей из этой ситуации будут как-то находить выходы.


 

Пропускной пункт / YouTube.com

Это, в принципе, ситуация достаточно прогнозируемая, ничего принципиально нового в ней нет. Аналогичная история была с Эстонией в 1990-х годах: был разрыв и так далее. Но не думаю, чтобы все это много значило в данном случае. Если даже такое противостояние продлится долго, большой беды не будет. А скорее всего, оно будет не очень долгим, придумают, каким образом это дело замять. Скажут, что все-таки нашли общий язык.

Потому что, понимаете, тот же патриарх Филарет, в которого сейчас вцепились СМИ, – это тот, кто рукоположил самого патриарха Кирилла. Если уж заявлять, что он человек плохой, то тогда и Кирилл, выходит, нехорош? Не знаю, все это крайне глупо. Ну, поссорились по каким-то чисто политическим причинам: незалежность для Украины важна с 1990-х годов. И представление Филарета как страшного, безблагодатного раскольника – это не более чем неинтересная политическая риторика. А с такими ее проявлениями, как в речи президента Украины Петра Порошенко, все понятно – там просто выборы надвигаются, это часть избирательной кампании.


 

Петр Порошенко / sharij.net

Велика ли вероятность того, что все это как-то быстро сгладится? Ну, если бы руководство РПЦ заранее всю эту ситуацию просчитало, нашло бы какую-то общую линию с Филаретом, то могло бы вообще ничего не случиться. А можно ли было ожидать, что нечто подобное произойдет? Конечно, можно. Потому что всегда и везде государственная независимость во всех православных странах рано или поздно толкала к независимости церкви. Так устроен православный мир – он дробится именно по политическим границам. Собственно, когда-то Константинополь не хотел отпускать Болгарию, а Болгария заявила, что у нее будет своя церковь (тогда Болгария была в Константинопольском патриархате), и это был огромный скандал. Поэтому понятно было, что если Украина взяла курс на политическую независимость, то там возникнет тяга и к независимости церкви. Мне кажется, это очевидная тема», – сказал Алексей Муравьев.

Обсудите в соцсетях
Источник

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *