Политика

Общее образование на пороге рейтинга

Московский международный салон образования-2018

/ АГН "Москва" / фото: Зыков Кирилл

В России может быть создан национальный рейтинг общего образования, заявила министр просвещения Ольга Васильева во время финального испытания конкурса «Учитель года». Рейтинг планируется создать по аналогии с национальным рейтингом вузов.

«Национальная система общего образования должна лечь в основу нашего движения вперед. И вы знаете, что в прошлом году Российским союзом ректоров была запущена новая рейтинговая система вузов, которая стала очень престижной для высшей школы многих стран мира. У нас было предложение создать по такому же принципу национальный рейтинг общего образования. И я думаю, мы это сделаем. Это будет правильное решение», – приводит высказывание министра «Российская газета».


 

Ольга Васильева (слева) / АГН «Москва» / фото: Кардашов Антон

Напомним, первый национальный рейтинг университетов, известный как Московский международный рейтинг вузов, оценивает три ключевые миссии университета: образование, науку и взаимодействие с обществом. В работе над ним использовались открытые данные официальных сайтов университетов и сведения из независимых международных источников.

Идею создания этого рейтинга поддержали ведущие университеты не только России, но и Китая, Индии, Ирана, Турции, Японии. В экспертный совет рейтинга включены  специалисты из 11 стран. Впервые рейтинг был опубликован в 2017 году; в его топ-100 вошли МГУ, СПбГУ и МФТИ. 

О том, почему возникла идея создания сходного рейтинга для школ, и о том, не грозит ли он чем-либо школам, которые будут признаны лучшими или худшими, с «Полит.ру» поговорила Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС.


 

Татьяна Клячко

«Пока это только идея. Как будет строиться такой рейтинг, что в него войдет, какие последствия это будет иметь для школ, поскольку это рейтинг национальный и, следовательно, в него должны входить все школы, – все эти вопросы должны прорабатываться, и прорабатываться весьма и весьма серьезно. Так же как и представление о том, что будет с каждой школой, ее учениками и системой в целом.

Почему это важно? Если мы строим рейтинг вузов, то у нас 484 государственных вуза и где-то порядка 200 негосударственных.  Таким образом, всего  до 1000 объектов, и то составить их рейтинг – одна из сложнейших задач. Мы знаем, что рейтинги вузов получаются разными. Есть рейтинг «Интерфакса», есть рейтинг «Эксперт РА», и по ним вузы оцениваются по-разному.

Школ же у нас больше 40 тысяч. Посмотреть, по каким параметрам оценивать эти школы, как взвешивать или не взвешивать различные показатели, которые входят в рейтинг, – это особая проблема. Так как мы делаем национальный рейтинг, мы должны понимать, как будем учитывать школы в сельской местности, как – школы в малых и средних городах. Потому что одно дело школы  в большом городе, другое – школы на селе. Поэтому идея создания такого рейтинга интересна, она заслуживает внимания и с ней надо работать. Но от идеи до ее воплощения – длинный путь.


 

Первый урок в школе / mskagency.ru

Действительно ли этот рейтинг нужен? Сейчас, когда лайки или дислайки ставятся чуть ли не под каждым сообщением, появилась мода на оценки. Людям хочется знать, является нечто хорошим или плохим, лучше оно или хуже, чем его аналоги, вызывает оно интерес или нет. И эта мода захватывает все новые и новые области.

Не думаю, что создание такого рейтинга в итоге может привести к перераспределению средств, поскольку школы все-таки находятся на обеспечении бюджетов регионов и муниципалитетов. Кроме того, школы должны финансироваться по нормативно-душевому принципу, то есть объем их финансирования зависит от численности учащихся. Но существует стремление поощрять за хорошую работу – эта идея была заложена еще 10 лет назад в первый национальный проект. Уже там фигурировали стимулирующие зарплаты и другие бонусы.

То есть уже тогда существовали идеи, что если школа работает хорошо, ее надо награждать, если плохо – штрафовать. И эти идеи, постепенно трансформируясь, продолжают существовать и превращаются в то, что мы сейчас видим.


 

Школьники на экскурсии / mskagency.ru

Что касается престижности такого рейтинга… Если считается, что у нас хорошая школа, то у нас, значит, хорошие выпускники школы, и они идут в хорошие вузы (не могут же вузы быть хуже школы!). У нас есть национальный рейтинг вузов, и иностранные студенты смотрят его и выбирают себе вуз, в котором хотят учиться. А национальный рейтинг школ, по сути, строится и сейчас, только готовит его не государство, а разные независимые организации (иногда при участии государства) – создаются рейтинги математических школ, рейтинги физических школ.

Люди сравнивают качество обучения в разных школах и выбирают для своего ребенка ту, в которую хотят его отдать. Другое дело, что если в деревне у вас есть одна школа, то строй рейтинг или нет, ребенок все равно пойдет в нее, потому что больше никакой школы в ближайших окрестностях нет. В этом проблема. Ну, а если где-то, согласно такому рейтингу, школы окажутся очень хороши, там может начаться, например, движение школьников по обмену с другими странами. А потом к нам приедут учиться иностранные студенты, которые в свое время проучились семестр или год в нашей хорошей школе», – сказала Татьяна Клячко.

Обсудите в соцсетях
Источник

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *