Политика

Налог для нянь и домработниц

Цветочная лавка

pixabay.com

Новый налог налог для самозанятых протестируют в четырех регионах: Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях. Он будет введен с 1 января 2019 года, пишет газета «Ведомости».

О ведении налогового режима особого налогового режима для самозанятых и индивидуальных предпринимателей, работающих без наемных сотрудников, Минфин заговорил еще в мая. Так называемый налог на профессиональный доход предполагалось установить в размере 3%, если услуги оказываются физическим лицам, и 6%, если юридическим лицам.

Такие ставки в Минфине предложили для самозанятых, годовой доход которых не превышает 10 миллионов рублей. Речь, напомним, шла об обложении налогом россиян, не зарегистрированных как индивидуальные предприниматели.


 

Сантехнические работы / pixabay.com

О том, что налог на профессиональной доход для самозанятых граждан могут ввести в России с 2019 года, журналистам сообщил 13 июня министр экономического развития России Максим Орешкин, участвовавший в совещании с экспертами и представителями бизнеса по вопросам развития и поддержки малых и средних предприятий. Он подчеркнул, что главным в новом режиме является упрощение отчетности. В то же время министр отметил, что перед введением такого налогового режима предстоит решить множество технических вопросов.

«Мы сейчас обсуждаем, как разойтись с точки зрения получения доходов между регионами и фондами. Очень много технических вопросов, которые на самом деле не касаются предпринимателей, для предпринимателей здесь должно быть все максимально просто и прозрачно», — приводит информационное агентство ТАСС слова Орешкина. Тогда, напомним, предполагалось, что режим может быть введен с 1 июля 2019 года.

О том, какие проблемы Минфин предполагал решить при помощи введения этого налога, и почему для его тестирования были выбраны именно эти регионы, с «Полит.ру» поговорил Александр Сафонов, проректор Академии труда и социальных отношений, доктор экономических наук, профессор.


 

Александр Сафонов

«Проблема налогообложения самозанятого населения в России достаточно актуальна: по разным оценкам в области «теневой занятости» или так называемого «серого рынка труда» находятся от 14 с половиной миллионов до почти 30 миллионов человек. Условия занятости у них абсолютно разные: где-то это основная деятельность — человек посвящает теневой занятости от восьми и более часов в день, где-то это — просто подработки.

Минфин всегда говорил, что для него крайне важно обеспечить эффективное налогообложение этого сектора, так как налоги с заработных плат этих людей не поступают ни в Пенсионный фонд, ни в Фонд социального страхования, ни в Фонд медицинского страхования. Я уже не говорю о том, что НДФЛ — это традиционный источник финансирования программ в Российской Федерации. Даже в пенсионной дискуссии обсуждалось, что нужно каким-то образом эту проблему решать, предприняв так называемый налоговый маневр.

Надо сказать, что в 2016 году был введен в действие закон о самозанятых. Тогда было определено четыре категории самозанятых, и были большие надежды, что самозанятые граждане (а к ним относились репетиторы, няни, домработницы, специалисты по уходу) раскроют свою занятость и, купив патент, легализуют себя.


 

Массаж на дому / pixabay.com

 

Этого не произошло: по итогам кампании в налоговой инспекции зарегистрировались не более тысячи человек. Что породило необходимость для Минфина искать другие подходы. Собственно, по этой причине Минфин и предложил облагать доходы самозанятых по льготной ставке — от 3% до 6%.

Почему для тестирования нового налога были выбраны именно эти четыре региона? Во-первых, это регионы с достаточно развитой экономикой, они имеют достаточно высокие доходы по отношению к другим субъектам Российской Федерации (а надо понимать, что самозанятое население в первую очередь оказывает услуги самому населению). А проводить любой эксперимент выгодно именно там, где для него есть платформа, база.

Во-вторых, в этих регионах проще попытаться учесть доходы и расходы граждан: и в Москве, и в Московской области, и в Татарстане очень сильно развиты электронные системы учета — те же электронные кассовые аппараты, чеки, которые внедряются во многих магазинах. И тут надежда как раз на то, что граждане, занимающиеся профессионально оказанием услуг в сфере самозанятости, будут заинтересованы в том, чтобы легализовать себя, заплатив небольшую сумму налогов. 


 

Проверка задолженности по налогам / mskagency.ru

Насколько эффективным это нововведение окажется, сейчас трудно оценить по одной простой причине: у нас в стране никто не делал комплексного исследования, сколько есть категорий самозанятых и в какой степени они заняты своей деятельности — где у них полный рабочий день, а где они просто подрабатывают. А оценить навскидку это не получится. Поймать репетитора, который официально трудоустроен в какой-либо школе, вузе, другом учебном заведении практически невозможно — тут нужна персональная работа с родителями, которые тоже не очень заинтересованы в том, чтобы демонстрировать условия обучения детей. Так что налоговой службе, если она захочет соотнести доходы с расходами, будет сложно это сделать. Здесь очень легко запутать следы: какие-то дорогие товары приобретают только на те деньги, которые получают на основном месте работы, а что-то, не привлекающие внимание налоговой службы, приобретать за наличные.

Вообще надо понимать интересы людей, которые работают в секторе самозанятости. И в первую очередь оперировать надо не желанием государства собрать налоги (а пока это превалирует во всех действиях Министерства финансов), а соображениями о том, что выгодно самому самозанятому, какие бонусы он может получить с закреплением своего статуса. Почему провалились попытки введения патентной системы? Потому что люди опасаются, что будут постоянно меняться правила игры, особенно в области налогообложения. Сегодня налог составляет 3%, завтра предложат платить 6%, потом 10%, 15% — а раз зарегистрировавшись, ты уже с трудом выйдешь из поля внимания налоговой инспекции.

Пока у людей все еще очень много непонимания того, что будет дальше. А раз они не уверены в том, как поведет себя Минфин, то, с их точки зрения, и закреплять свой статус нет резона. Одно дело — если склонять к этому будут силовыми методами, а другое — совершить это по собственной инициативе. Но граждане, работающие в рамках самозанятости, должны, например, бывают приобретать сырье, оборудование. А это требует некоторого оборота, в том числе обороты через безналичные платежи. Вот здесь новая система, скорее всего, сработает, потому что сейчас банки получили право блокировать счета, приостанавливает их работу, и, значит, лучше для самозанятых иметь формальный статус.

Я, кстати, думаю, что напрасно эксперимент не включили Белгородскую область — там, по данным статистики, количество малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, в отличие от других регионов, растет. То есть, видимо, там привлекательная ситуация для развития бизнеса. Но посмотрим, что будет происходить. Очень хорошо, что начали мы с тестирования. Увидим, что из этого выйдет», — сказал Александр Сафонов.

Обсудите в соцсетях
Источник

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *